Японский сад всегда выполняют очень лаконично, как миниатюрную копию настоящего сада. Создают такие сады чаще всего в небольших укромных уголках. Одним из популярных приемов у японских мастеров является «миэгакурэ» — различные миниатюрные картины сада открываются посетителям по мере продвижения по саду.
Японцы считают, что природа говорит с ними через каждый созданный ею предмет, причем даже через камни и сухие ветки, и все, что нужно человеку – так это понять совершенство и красоту природных форм в независимости от их состояния. Любой японский сад должен состоять из пяти элементов: идеи, растений, камней, воды и различных архитектурных дополнений. В таком саду вы не сможете найти ни одного второстепенного элемента: все взаимосвязано и гармонирует друг с другом, каждая деталь является неотъемлемым механизмом общей картины.
Различные композиционные решения выражают философию восприятия мира, глубочайшую религиозность и приверженность традициям. На практике можно встретить довольно разные варианты сада: плоские и холмистые, сады для чаепитий и каменные сады. При этом в независимости от вида сада, в нем обязательно присутствуют определенные элементы: деревья, дорожки, фонарики, цветы, декоративные водоемы и камни. Очень важной деталью считается каменная лампа с благовониями. Устанавливают такую лампу на небольшом каменном возвышении или кронштейне.
Популярность садов «цукияма» росла вместе с популярностью синтоизма, как японской религии. Сады «цукияма» — это довольно холмистые сады, в уменьшенном виде воспроизводящие ландшафт местности. К примеру, камин моет олицетворять горы, деревья и кустарники – леса, а небольшой водоем выступает в роли океана. Также в таком саду часто встречаются мостики через водоемы, которые соединены между собой запутанными тропинками. Также возможен вариант с небольшим водопадом.
«Каресансуй» — известный тип японских садов, который предрасполагает человека к медитативным мыслям, спокойствию и созерцанию природных явлений. Такие сады начали появляться под влиянием дзен-буддистских теорий. Чаще всего такие маленькие сады являлись местом медитации для их хозяев. В таких садах отсутствует вода, весь пейзаж является сухим, а наличие воды осуществляется за счет выполненных граблями параллельных борозд, символизирующих морские волны. В переводе с японского «Каресансуй» означает «вода была, но она ушла».